G-800 — это
рабочая станция аранжировщика, являющаяся сле-дующим шагом фирмы
Roland после E-серии. В этом инструменте обрели рождение многие
функциональные идеи, инженерные решения и технологи-ческие
разработки. Эти новинки были настолько удачны, что почти
одно-временно с G-800 фирма Roland выпустила упрощенную модификацию
это-го инструмента — интеллектуальную клавиатуру Е-96.
Roland G-800 предназначен для профессиональных музыкантов и
со-четает в себе большинство привлекательных черт, присущих
инструментам такого класса. Основная цель, ставившаяся инженерами
фирмы Roland при проектировании G-800 — создать идеальный прибор для
"человека-оркестра", выступающего на концертной площадке в роли
единственного аккомпаниатора.
УПРАВЛЕНИЕ
Roland G-800 оснащен 76-клавишной взвешенной динамической
кла-виатурой. К инструменту можно подключать педаль сустейна,
педаль-переключатель (состояние — включено/выключено), педаль
экспрессии (плавное переключение параметров) и педаль FC-7 Foot
Controller, позво-ляющую в реальном времени включать/выключать
звуковое воспроизве-дение, вступления, окончания, и т.п., что
освобождает обе руки музыканта непосредственно для игры. Инструмент
оснащен двумя группами MIDI-портов, каждая из которых содержит порты
IN, OUT, THRU. Эта весьма по-лезная особенность G-800 будет по
достоинству оценена любителями MIDI-соединений.
Дальше в статье будут приведены наиболее интересные особенности
Roland G-800, однако зачастую английские названия кнопок, клавиш и
функций инструмента могут сказать профессионалу гораздо больше, чем
содержимое статьи. Для знатоков аппаратуры этого класса приведу
ориги-нальные имена основных функций, управляющих работой G-800.
Секция аранжировщика: Arranger Chord, Chord Sequencer, Music Style,
Fade, Fill, Dynamic Arranger, Performance Memories, Realtime,
Syncro. Кроме того: Recorder, Octave, Transpose, Tone, Tempo, One
Touch, Keyboard Mode, Performance Memory Hold, Pitch bend,
Modulation.
ЗВУК
Звуковые возможности G-800 особо характеризуются расширенной
64-голосной полифонией и 18-битным цифро-аналоговым преобразованием
(таким же, как в модели Sound Canvas — 88). Всего музыканту доступны
689 звуков и 25 наборов ударных. При этом G-800 поддерживает
стандарт General MIDI первого уровня и, естественно, родной стандарт
фирмы Roland — GS. Таким образом, используя расширенную полифонию
совме-стно с автоаккомпаниментом или SMF-воспроизведением, один
музыкант может создавать мультитембральные оркестровые аранжировки
без осо-бой заботы о недостатке звукогенераторов.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ
128 музыкальных стилей, созданных специально для этой модели,
по-зволяют достаточно долго использовать G-800 без ощущения того,
что все ресурсы инструмента исчерпаны. Инструментовка музыкальных
стилей реализована весьма тщательно — точность воспроизведения
длительно-сти нот в G-800 составляет 1/120 четверти. Каждый стиль
включает в себя до восьми различных музыкальных партий, в которых
при необходимости для обогащения звука используется плавное
изменение высоты звука (подтяжка — Pitch bend), а также эффекты
хоруса и изменение панорамы. Кроме того, на каждый из стилей
предусмотрены 16 его модификаций, реа-лизованных клавишами передней
панели Basic/Advanced, Original/Variation и кнопками выбора одной из
четырех вариаций ритмического рисунка удар-ных.
Стоит сказать и о возможности расширения модификаций музыкаль-ных
стилей посредством использования дискетных библиотек (Music Style
Disk). Причем, для G-800 доступны библиотеки серии MSD, используемые
на инструментах серии Е-86/66 и библиотеки серии MSA. А поменяв E-86
на G-800, пользователь сможет использовать созданные на прежнем
инстру-менте собственные стили — достаточно просто загрузить их в
G-800.
РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Разработчики G-800 предусмотрели ряд
новых технологический ре-шений, облегчающий работу аранжировщика в
реальном времени. Во-первых, фирма с гордостью объявила о создании
специально для этой мо-дели нового, более точного регулятора Pitch
bend/Modulation. Во-вторых, внимание пользователя заслуживает режим
Piano Style Mode, в котором аккорды распознаются не только в басовой
части клавиатуры, но по всему диапазону фортепианных клавиш. Таким
образом, автоаккомпанимент мо-жет управляться в реальном времени с
использованием всего диапазона 76-клавишного инструмента.
К новым возможностям работы в реальном времени, предоставляе-мым
этой моделью, можно отнести и сохранение в рабочей памяти (а при
необходимости и на дискете) пользовательских установок, параметров и
событий с тем, чтобы перед исполнением очередного произведения
быст-ро настроить инструмент простым вызовом из рабочей памяти
необходи-мой конфигурации. G-800 позволяет сохранять в рабочей
памяти до 192 пользовательских установок. При необходимости работы с
большим коли-чеством установок, параметров или событий придется
воспользоваться дискетой.
Roland G-800 предоставляет возможность работать с внешними
MIDI-устройствами с использованием синхронизации от рабочей станции.
Для этого в инструменте предусмотрен специальный джековый разъем,
через который сигналы метронома могут быть посланы в другое
устройство (например, электронные барабаны или другие звуковые
"мозги"). Это по-зволяет не только совместно использовать множество
звуковых модулей, но и в реальном времени менять ритмический темп,
управляя им из G-800.
Еще одной новой для фирмы Roland в этом классе инструментов чер-той
является возможность изменения в реальном времени громкости
зву-чания каждой из восьми партий внутри одного стиля. Кроме того,
стоит упомянуть и о возможности постепенного увеличения/уменьшения
громко-сти в реальном времени, хотя эта особенность — не новинка для
инстру-ментов фирмы Roland.
СЕКВЕНСЕР
Пользователи аппаратуры этого класса
знают, что понятие секвенсе-ра для такого рода инструментов
некоторым образом отличается от поня-тия полноценного секвенсера, в
котором доступно размещение различных инструментов на различных
треках и обширное редактирование музыки в MIDI-событиях. Однако
разработчики G-800 и не ставили целью создать традиционный секвенсер
для музыканта-программиста. Их цель сводилась к предоставлению
пользователю простых интуитивных средств, способных увековечить
полет творческой мысли музыканта. И здесь их успехи налицо. Взять
хотя бы прекрасную функцию воспроизведения/записи музыки прямо с/на
SMF-дискеты с возможностью быстрой "перемотки" вперед/назад и
доступа к любому такту музыкального произведения.
Многие из SMF-дискет содержат не только музыку, но и слова
во-кальной партии, которые при необходимости высвечиваются на
дисплее G-800 синхронно с воспроизводимым аккомпанементом. В
добавлении к SMF-записи/воспроизведению G-800 предоставляет
музыканту аккордовый сек-венсер, существенно расширяющий творческие
возможности аранжировщи-ка.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ
Roland G-800 предоставляет возможности
редактирования звуков и музыкальных стилей. При редактировании
звуков для каждой из 13 партий (Upper 1/2, Lower, Manual/Accomp
Bass, Manual/Accomp Drums, 1-6 Accomp) могут корректироваться
параметры громкости, панорамы, эквалайзера, хоруса, реверберации и
задержки. Кроме того можно изменять установки Vibrato, Filter и
Envelope.
При редактировании музыкальных стилей можно посредством функ-ции
User Style Composer корректировать каждую партию пресетного
музы-кального стиля. Можно копировать отдельные партии из одного
стиля в другой. |